Сейчас идет очень много споров о "чистой" фотографии. Что,
дескать, раньше в пленочную эпоху фотография была чистая, а сейчас
сплошной фотошоп. И что все эти слои, маски и фильтры это от лукавого.
Ну так вот - ниже приводится копия инструкций, которые Ричард Аведон оставил своему печатнику, чтобы тот осветлил или притемнил различные части изображения при печати и проявке.
Делалось это при печати с помощью картонных масок или руками. Как? Александр Кондаков на эту тему очень хорошо написал:
Встречал такие схемы не раз в книжках, времен пленки. Что то подобное, но не настолько детальное, приходилось делать при печати больших (30х40,50х60) картинок. Геморрой
еще тот, и возможно это не только картонной маской, но и руками, при
низкой яркости лампы, прикрытой диафрагме, руками можно манипулировать с
высокой точностью. Думаю происходило все так.Общее время длительной
экспозиции на отпечаток, во время которой происходит маскирование -, и
после, точечное маскирование в +. При навыке и точном реле и стабильной проявке, все очень несложно. В проявителе, после 80% времени проявления, тампоном со свежим раствором проявителя вносятся коррективы. Отпечаток
подложкой лежит на куске пластика или стекла, излишки раствора
проявителя равномерно снять и наносить избирательно свежий, для
допроявки. Проявитель медленноработающий, с большим количеством бромистого калия, для избежания вуали бумаге при допроявке. Или
два раствора проявителя, один нормальный, проявить отпечаток не до
конца, после доработать в отдельном растворе более разбавленного.
Но сегодня все много проще в ФШ масками, или в том же LR кистью...